kashkaha (kashkaha) wrote,
kashkaha
kashkaha

Category:

Фонтан из сквера Павших Коммунаров

Самый старый сквер в Донецке – сквер Павших коммунаров. Его заложили почти сразу после строительства Свято-Преображенского собора, и на долгие годы он занял центральное место в жизни города.

До революции здесь торговали и щедро раздавали «опиум для народа», а в 1916 году планировали открыть памятник царю-освободителю Александру II. После революции, в 1920-21годах в сквере устроили могильник героев-коммунаров, и выстроили новый «храм» - кинотеатр «Комсомолец», ибо кино у нас, важнейшее из искусств. В тридцатые годы в сквере уже не раздавали опиум для народа, но прогуливаться в нем любили. Старый собор снесли, а на его месте, в 1934-35 году устроили детский парк, с фонтаном и клетками для фазанов.


По крайней мере, так нам сообщает источник из краеведческого музея. Этот же источник приводит и краткое описание фонтана, стоявшего из скульптурной группы, в которой были мама с ребенком, девочка с бабочкой и мальчик с сачком.

К сожалению, опыт подсказывает, что Донецкий краеведческий музей никак нельзя назвать достоверным источником, и его информацию надобно проверять самым строгим образом.

Прежде всего, давайте взглянем на сам фонтан.

Совсем недавно его изображения считались столь же мифически-редкими, как и пакт Молотова-Риббентропа. Однако был кинут клич, и фотографии фонтана посыпались одна за другой.

Вот такую, предоставил А.Пешехонов.

Фонтан из сквера Паших коммунаров




1942 год. Оккупанты возле фонтана. Хорошо просматривается вся скульптурная группа. Видны обещанные мальчик и девочка. Правда, непонятно почему «мама с ребенком» предстает в виде женщины и сидящих у ног детей.

Вот такую фотографию отыскал. В.П.Степкин

Фонтан из сквера Паших коммунаров



1951 год. Мальчик с девочкой есть, сачка и бабочки нет, а мама очень подозрительно напоминает изображение какой ни будь мифической богини, но уж точно не персонификацию материнства, исполненную в лучших традициях соцреализма.

А вот фотография, представленная пользователем «Федор» (Аркадий Зориков)

Фонтан из сквера Паших коммунаров



1954-1955 год. Теперь уже точно видно, что наша «мама», скорее всего, богиня Афродита (Венера), а у ног её верхом на дельфинах сидят мальчики-амуры (путти).

Не надо быть эстетом-искусствоведом, чтобы с первого взгляда заметить диссонанс в скульптурной группе фонтана - у ног полуобнаженной богини, прижавшись друг к другу, стоят ребятишки, словно сошедшие с пошлых открыток начала века.

С этих ребятишек и начался поиск корней фонтана из сквера Павших коммунаров.

Повинуясь железному факту, что большинство садово-парковых скульптур и фонтанов, периода развитого культа личности, являются повторяемыми копиями, решено было отыскать их собратьев в других парках необъятной страны.

Результаты поиска превзошли все ожидания.

Оказалась, что эти мальчик с девочкой, действительно очень популярный мотив в среде парковых фонтанов, вот только к культуре соцреализма они вообще не имеют никакого отношения.

Под названием «Первая любовь» этот фонтан имел большое распространение в конце 19 века и стоял во многих парках необъятной Российской империи, от западных до восточных окраин.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Вот два фото крупным планом для сравнения. Слева реконструкция дореволюционного фонтана в Самаре. Справа – фонтан из Сталино.

Изначально в руках у мальчика был зонтик, по которому стекали струи воды, и поэтому фонтан имеет и другое название – «Дети под дождем».

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Фонтан «Дети под дождем» в парке города Самара. Начало 30-х годов

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Фонтан «Первая любовь» в Гурзуфе. Открытка начала века.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



А это, как видно из надписи, город Челябинск. Тоже начало века.

Без особого труда удалось отыскать и автора скульптурной группы, широко растиражированного фонтана. Им является русский скульптор и педагог Фёдор Фёдорович Каменский (1836-1913)., который в 1869 году, находясь в Италии, создает скульптуру «Дети под дождем» сначала в гипсе, а позже повторяет её в мраморе.

Вторая скульптурная группа, составлявшая фонтан в сквере Павших коммунаров, на поверку, тоже оказалась вполне самостоятельным фонтаном, известным под названием «Рождение Венеры», или «Венера, выходящая из моря». И если мальчик с девочкой стояли по всей России, география этого фонтана оказалась куда обширнее, и измеряется уже континентами. Помимо Евразии, его копии стояли в Америке и даже Австралии.

Но, не смотря на широкое распространение, узнать об этом фонтане удалось крайне мало. Есть мнение, что впервые он был представлен на всемирной промышленной выставке в Чикаго (1893 год), в германском павильоне. И вроде, как уже оттуда его копии разошлись по всему свету, но сотрудники Королевского ботанического сада в Сиднее утверждают, что их фонтан был установлен в 1879 году, за 14 лет до всемирной выставки в Чикаго. Так же не удалось установить и автора скульптурной композиции.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Два фото для сравнения. Слева – фонтан в Вашингтоне, справа - в городе Сталино. Сходство как говориться на лицо, но в отличие от оригинала, на нашем фонтане путти не трубят в раковину. (Фонтан в Вашингтоне представляет собой бронзовую копию, которой заменили в начале девяностых годов оригинальную скульптуру, выполненную из цинкового сплава).

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Фонтан «Рождение Венеры» в Риге. Толи современная копия, толи с давних пор сохранился. Стоит во дворе Базара Берге.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Фонтан «Рождение Венеры» в ботаническом парке Сиднея. Изначально был сделан из цинково-свинцового сплава и был установлен на основании, окруженном камнями и большими раковинами моллюсков. Позднее их заменили рельефным изображением крокодила. Разрушающаяся статуя была демонтирована в августе 1990 года, отлита в бронзе и заново устанавливала на пруду в сентябре 1994 года. При этом оригинал был утерян.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



«Рождение Венеры» из бывшего Прусского города Тильзит (сейчас город Советск Калининградской области). Был разрушен в начале пятидесятых годов, и на его месте установили фонтан в идее медведя, лезущего лапой в горшок с медом.

До недавнего времени – это была вся информация, о загадочном фонтане из сквера Павших коммунаров, и только благодаря фотографиям, присланным Раисой Городниковой, удалось выяснить, еще ряд интересных фактов.

Во-первых, можно смело утверждать, что скульптура «Рождение Венеры» из города Сталино изначально ничем не отличалась от своих собратьев, а опущенные руки мальчиков-путти объясняются разрушительным действием войны.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



1947 год. На фотографии хорошо просматривается место облома руки и торчащая арматура каркаса, что сразу дает ответ на вопрос, из чего были сделан фонтан. У нас стояла дешевая бетонная копия.

Во-вторых, удалось установить месторасположение фонтана.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Этот снимок, в отличие от всех предыдущих, сделан с обратной стороны фонтана, и позволяет в достаточной мере рассмотреть то, что находилось перед ним. Обратите внимание на парапет украшенный шарами. Такой парапет в сквере был только на могилах павших коммунаров. Отсюда можно сделать вывод, что фонтан находился непосредственно за ними. А если связать, его с чашей, стоявшей в центре сквера, и виднеющейся на заднем фоне, то получиться, что фонтан располагался на месте современного обелиска «Борцам за советскую власть».

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Обелиск, как известно, построили к 40-й годовщине октябрьской революции в 1957 году, но на фотографиях сквера, относящихся к 30-м годам, на его месте уже присутствует некое сооружение, которое и является нашим фонтаном.

Фонтан из сквера Паших коммунаров



Итак, суммируя вышесказанное, хочется сделать ряд выводов и обобщений.

1. Фонтан в сквере Павших коммунаров по дух и форме не является детищем советской культуры тридцатых годов. Его составляют два очень популярных в начале 20 века фонтана.

2. Судя по неуместному расположению фонтана рядом с могилами коммунаров, можно предположить, что в сквере он появился еще до революции.

3. К сожалению, по фотографиям нельзя с точностью сказать, какая скульптурная композиция находилась в центре чаши, и тем самым, определить какой фонтан появился в сквере первым, «Рождение Венеры» или «Дети под дождем». Вполне возможно, что фонтан «Рождение Венеры» находился в сквере Павших коммунаров еще до революции, а при создании детского сквера был дополнен скульптурой «Дети под дождем». А возможно, тут постарались еще «буржуазные элементы», совместив несовместимое.

Tags: Архитектура Донецка, Донецк, Сталино, Юзовка, сквер, сквер Павших коммунаров
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments